Влияние чтения на развитие ребенка
Влияние чтения очень велико. Для обучения, совершенствования и развития человека обязательным является чтение. Запоминание полученной информации развивает внимательность, которую необходимо улучшать.
Какие же факторы влияют на результаты чтения и хорошее усвоение материала? Первое, на что следует обращать внимание - это наличие тишины. Если в процессе чтения посторонних факторов, которые отвлекают от чтения, то человек концентрируется и лучше усваивает прочитанный материал. Через некоторое время появляется усталость от чтения и человек автоматически начинает прислушиваться к различным звукам, переводит взгляд от книги к окну или к аквариуму.
Отвлекаясь, человек делает паузу в работе мозга. Если чтение продолжается более одного часа, то такие паузы просто необходимы, нужно ослабить внимание, обдумать прочитанное. Чтобы чтение было эффективным, лучше делать это с разной скоростью, подключать к процессу чтения свои чувства.
Когда читать становится сложнее, и чтение уже не доставляет удовольствия, то лучше остановиться и осмыслить материал. Таким образом будет развиваться внимательность и память. Чтение становится эффективным, если читать с интересом и в процессе этой деятельности вспоминать данные и факты из определенной области, о которых вы уже знали.
Важен вид материала, с которым вы знакомитесь. Если книга легкая и приключенческая, то не обязательно знать детали. Когда читаете что-то более сложное - техническую, научную литературу - важно запоминать подробности, даты, факты, фамилии, сопоставлять информацию в ходе прочтения. Если в тексте есть рисунки и таблицы, то уровень понимания информации увеличивается, так как читатель во время чтения начинает запоминать образы. Существует другой вид чтения - это просмотр, который применяют для того, чтобы предварительно ознакомиться с материалом. Этот вид чтения предполагает, что человек ищет конкретные факты, имена, термины. Это тренирует периферическое зрение, что помогает находить нужное место в тексте.
Одной из важнейших задач человека является умение рассуждать читая. Автоматически включается запоминания прочитанного. Понимая содержание прочитанного, человек проникается мыслями другого человека и расширяет свою базу знаний. Чтение, способность запоминать и усваивать материал со временем становится автоматическим именно у тех людей, которые читают с увлечением.
Отличие детства современных детей от детства родителей
Многие атрибуты детства, характерные для предыдущих поколений, сегодня ушли в прошлое. Например, сегодня уже редко можно встретить девочек, играющих в «резиночки» или мальчиков, играющих в «казаки-разбойники». Примечательный и одновременно для кого-то грустный факт — у современных детей практически нет разбитых коленок. Но у них есть множество внеклассных занятий в кружках и секциях, которые поколение родителей не могли себе даже представить.
По мнению одних педагогов и психологов, у современных детей нет детства, поскольку родители слишком озабочены их ранним всесторонним развитием. Иностранным языкам нередко начинают обучать, когда малышу нет и года. А к моменту, когда он идет в школу, количество внеклассных занятий возрастает и к ним прибавляется школьная программа.
Другие специалисты считают, что детство слишком затягивается, поскольку современные дети, лишенные игр во дворах и живого общения, не привыкают к самостоятельности и слишком поздно взрослеют. Кроме того, родители решают за них слишком многое — какие кружки посещать, с кем общаться, и в результате у них просто не остается свободы выбора.
И взрослые, и дети теряются в быстро меняющемся мире. Уже сегодня психологи и карьерные консультанты говорят о невозможности воспитывать их по старым традиционным моделям, потому что неизвестно, какие навыки будут востребованы, когда они вырастут и будут получать профессию. Но одно остается важным — необходимость развивать критическое мышление и учить ориентироваться в возрастающем потоке информации.
Какая литература интересна детям разного возраста?
Влияние чтения на ребенка очень большое, поэтому нужно знать, какую книгу предложить малышу.
С 2 до 5 лет. Малышам нравятся ритмические произведения — стихотворения, песни, частушки, потешки, считалки. Много детских произведений, в том числе и фольклорных, — динамичны и выразительны, поэтому так легко их воспринимают и усваивают дошкольники.
С 6 до 8 лет. В этом периоде у малышей появляется и закрепляется навык чтения. Детям в этом возрасте нравятся более объёмные произведения со сложным сюжетом и большим количеством героев, чтобы читать их и ждать продолжения.
С 9 до 13 лет. В этом возрасте детей интересуют история и жизнь исторических лиц (королей, воинов, рыцарей). У них появляется интерес к морально-этическим вопросам, размышлениям о дружбе, любви, счастье.
С 14 до 18 лет. У подростков формируется свой круг любимых тем и героев. Это зависит от склонностей, интересов, способностей, черт характера, окружения и пр.
Зачем нужно прививать любовь к чтению детям?
Влияние чтения на развитие ребенка не подлежит сомнению. Чтение необходимо любому малышу, потому что учит его аргументировать свою позицию и обоснованно отстаивать своё мнение. Ведь благодаря литературе, у ребенка увеличивается словарный запас, повышается уровень эрудиции и знаний. Кроме этого, у ребенка развивается воображение и фантазия. К тому же специалисты утверждают, что дети, которые читают, меньше склонны к агрессии, чем те, которые не берут книгу в руки.
У детей, которые читают, также хорошо развивается память. Ведь мало взять книгу в руки, выучить буквы и связать их в слова. Нужно ещё и запомнить, что было в начале повествования, чтобы уловить сюжетную линию. Читая, ребенок узнает, что такое логика, учится понимать причинно-следственные связи. Его мышление приобретает упорядоченный характер.
Рекомендации от психологов
Влияние чтения на мозг и интеллект исследовано давно. Поэтому родителям нужно придерживаться некоторых советов.
Преподнесите книгу, как интересную игрушку. В борьбе с мультиками и гаджетами часто проигрывают книги, но все-таки печатную продукцию можно преподнести, как интересную игрушку. Выберите яркую, с простым понятным сюжетом, выпуклыми картинками, чтобы малышу было интересно листать.
Читайте с удовольствием сами. Заставить любить читать невозможно. Удовольствие от процесса чтения можно только передать. Если вы интересуетесь книгами, и малыш регулярно видит, как читаете вы то, скорее всего, заставлять его не придется.